Саянское кольцо 2015: Через Западный Саян в Тыву



В этой части расскажу о двух днях нашего пути из Хакасии к границе с Монголией. Предыдущее повествование читайте здесь.


Ночевали в 50 км южнее города Абаза на берегу реки Она. Стоянку нашли без проблем в темноте. В этом было ничего сложного, т.к. шесть лет назад здесь уже останавливались. Тогда это место очень приглянулось. Нынче хотели провести в нем несколько дней отдыха. Однако полчища очень мелкой мошки, не давшие спокойно поужинать и установить палатку, заставили изменить свое мнение. Утром было решено найти стоянку без гнуса ближе к границе с Тывой.

Река Она в месте нашего ночлега.



 Места, через которые проходит трасса в Тыву, довольно живописные. Впрочем, как и все горы.



Кроме этого они еще и опасные. Остовы снесенных полноводием мостов (на которых раньше мы устраивали фотосессии) и следы от оползней, перекрывавших трассу как бы об этом намекают.





Место для очередного ночлега решили найти пораньше при свете дня. Его присмотрели всего в 15 км от границы от границы с Тывой на высоте 1700 метров над уровнем моря. Вокруг стоянки высокогорный лес из кедра и сосен, рядом бежит река Большой Он.



Я хотел побродить с фотоаппаратом по окрестностям, но в этот раз все испортил не гнус, а погода.



Горы затянуло облаками, пошел дождь. Весь вечер просидели в палатке. Ночью дождь прекратился, но вслед за ним пришел холод. Из-за него, а также из-за навязчивой мышки, которая полночи норовила залезть на палатку, хорошо выспаться не удалось.



Утром выглянуло солнце. Местные пейзажи перестали выглядеть мрачно-сказочными.



нажмите для увеличения


Водяника.



Жимолость.



Несмотря на это, решили здесь больше не ночевать, а отправиться дальше в путь. Впереди лежала Тыва. Учитывая дурную славу региона, нашей задачей было постараться за день его миновать и въехать на территорию Республики Алтай. Планы, мягко говоря, наполеоновские. Из более чем 500 км пути треть – это плохие грунтовые и грейдерные дороги вдоль границы с Монголией. Но тем не менее ночевать на территории Тывы очень не хотелось.

Сотый перевал – граница Тывы и Хакасии. Высшая точка (2206 метров) трассы Абаза – Ак-Довурак. Для гор высота не бог весть какая. Мы забирались на перевалы и в два раза выше. Но все же место достаточно суровое.





нажмите для увеличения


нажмите для увеличения


Несмотря на календарную середину лета, здесь только разгар весны с таянием снега и цветочным изобилием.









За перевалом горы пошли на убыль. Сосны в пейзажах за окном заменились лиственницами, а потом и тополями.



Последний перевал (Ак-Суг) и мы попадаем в равнинную Тыву.

нажмите для увеличения


Если бы степи Тывы выглядели как заливные луга перед Ак-Довураком было бы еще ничего.





Но пейзажи степной Тывы очень унылые, выполненные в серых тонах. Не понравились они 6 лет назад, не впечатлили и сейчас. В Ак-Довураке пополнили запасы горючего и далее без остановок до очередных гор на трассе в сторону Хандагайты.

Дневной привал в тени вековых лиственниц.





Хандагайты пограничный поселок на границе с Монголией. Дорога до него вымощена вполне сносным асфальтом. В поселке есть АЗС, где доливаем бензин в бак с горой. Дальше нас ждет около 350 км грейдеров, грунтовок, бездорожья, перевалов и всего несколько небольших поселков, где найти бензин довольно сложно. К сожалению, канистру с собой в дорогу брать не стали. Понадеялись на авось.



От Хандагайты уходим на запад вдоль границы с Монголией. Дороги сразу же перестают радовать. Зубодробительный пыльный грейдер с десятками пробитых покрышек по обочинам.



Местные летают на буханках. Но нам машину пока еще жалко, поэтому приходится сбавлять скорость и, по возможности, объезжать грейдер по накатанным боковым дорогам. От этого теряем время и не укладываемся в график. Солнце начинает прятаться за верхушки гор.



Места здесь не сказать, чтобы вызывали восхищение, но значительно интересней, чем в центральной части Тывы.









Из-за сумерек уже ничего не фотографирую. Разве что встреченных у обочины сарлыков. Видим их впервые.



Уже в темноте принимаем решение встать на стоянку у подножия перевала Коге-Дава на берегу реки Каргы. До границы с Монголией от этого места всего 5 километров.

Несмотря на все опасения в отношении визита непрошенных гостей, эта ночевка была одной из самых спокойных. Нас не доставал не гнус, не навязчивые мыши, ни холод, ни какая другая напасть. Так выглядело место нашего ночлега по утру.

нажмите для увеличения


Следующий день мы провели в дороге. Рассказ об ней будет в следующей части.

Карта пути для нагляжности. Иконки показывают места ночевок.

нажмите для увеличения


Posts from This Journal by “Саянское кольцо” Tag

Супер, хорошо, что мышка приходила, а не мишка)

Есть такое. Но мышь реально достала. Сначала пыталась добраться до мусора в пакете, а как его убрали по внутренней сетке палатки карабкалась. Причем ее скидывал, убегала, через время опять. Было забавно открывать глаза и смотреть на нее над собой.
какая у вас тойота зачетная, какого года?
почитал уже в вашем профиле, класс :)
вот тоже думаю, на что пересесть, хочется раму и полный привод нормальный.
тува может и небезопасное место но пролетать ее за сутки - преступление. она на порядок красивее алтая. я про западную горную часть. не останавливайтесь рядом с поселками коих там 5 штук и все
Горы в Тыве красивы, не спорю. Да и отсутствие лишнего люда им тоже на пользу. Не впечатлила центральная степная часть. В тексте речь про нее. Ну а когда путешествуешь семьей с детьми (в т.ч. и малыми) приходится думать не только о красотах за окном. Хоть так удалось. Да и немного красот еще в следующий день посмотрели, не попавший в эту часть.
Поздравляю с днём рождения!
Желаю новых интересных путешествий!
Роман, С Днем Рождения! Счастья в семье, удачных и интересных путешествий, здоровья и успехов во всем!
Интересный пост, дорожные фотографии шикарные!