Саянское кольцо 2015: Из Тывы на Алтай



В предыдущей части я остановил свое повествование в месте ночевки на берегу реки Каргы. Мы пытались за сутки своим маршрутом объединить 3 республики (Хакасия, Тыва, Алтай). Но неверно оценили свои силы и возможности, не доехав до границы с Республикой Алтай 120 км. Поэтому пришлось, как этого не хотелось, разбить свой лагерь в Тыве.


Ночевка прошла спокойно. Никто не заглянул к нам на огонек, хоть и остановились мы в 500 метрах от дороги. Не факт, что ночные знакомства имели бы осложнения, но рисковать не хотелось.

Парковались в темноте. И об окружающих стоянку пейзажах можно было только догадываться. В таких случаях всегда ожидаешь увидеть утром по соседству чей-нибудь дом/ферму, юрты пастухов, секретную военную базу или толпу злых местных жителей с ружьями и вилами. В некоторых случаях так уже с нами было.

нажмите для увеличения


В этот раз загон для скота рядом присутствовал. Но обошлось без близкого жилья. Пейзажи напомнили окрестности Чарынского каньона в Казахстане.



Местная растительность.



Утром собрали лагерь и снялись пораньше. Надо было выйти до темноты к поселку Кош-Агач в Республике Алтай. А это более 200 км горных дорог и бездорожья.

Недалеко от места ночевки дорога разделяется на два маршрута. Первый идет к поселку Мугур-Аксы, потом огибает горный массив Монгун-Тайга с севера и, минуя озеро Хиндиктиг-Холь, снова объединяется со вторым.  Второй же до этого момента вдоль границы с Монголией огибает горный массив Монгун-Тайга с юга и минует поселок Кызыл-Хая. Северный маршрут живописней из-за озера Хиндиктиг-Холь. Однако он сложнее, т.к. придется преодолевать верховые болота. Учитывая, что целью нашей поездки не было засаживание машины в топях вдалеке от цивилизации, решили воспользоваться южным маршрутом.



В детстве всегда представлял границу своей страны как забор со рвами и вышками, вдоль которых курсируют отряды пограничников с собаками. Оказалось, что это не совсем так. Кто признает в двух рядах железных столбиков государственную границу? Пройди 50 метров в сторону от дороги, и ты уже в Монголии.



И вроде как озеро у обочины манит задержаться уставших путников. Но нельзя. Редкие столбики перед ним намекают, что это уже другая страна.

нажмите для увеличения


Но пограничная служба на самом деле не дремлет. Чуть дальше по дороге и нас останавливает пограничный патруль, как надо - с собакой. Ограничивается проверкой документов и беглым досмотром багажника. Никаких пропусков, чтобы вот так ехать в 5 метрах от государственной границы нынче не надо оформлять.

Довольно унылые пейзажи высокогорья периодически сменяются речками и заснеженными вершинами на горизонте. Это река Тоолайты. Горы на заднем плане и есть массив Монгун-Тайга, который огибают два маршрута из Тывы на Алтай с разных сторон. Его высшая точка 3976 метров.

нажмите для увеличения.


А это река Ортаа-Шегетей, вытекающая из озера Сиве-Холь.



Мостик через нее.



Опять дорога... с указателями советской эпохи.



С булыжниками, разбивающими подвеску.



Или ровная, как только что уложенный асфальт.

нажмите для увеличения


Последний тывинский поселок на нашем пути - Кызыл-Хая.



Он оказался не таким маленьким, как я ожидал. Бензин в нем можно купить только с рук. Платить двойную цену местным не стали. По расчетам должно было хватить до следующего села на территории Республики Алтай. Без задержек едем дальше.

нажмите для увеличения


За Кызыл-Хая дорога становится похуже, но ненамного. Видно, что ей активно пользуются местные.



Через реку Моген-Бурен, по ущелью в которой ведет маршрут, перекинуто четыре деревянных моста.



Если дорога по каменистому ущелью не впечатлила своей красотой, то открывшаяся за ним равнина оказалось куда живописней. И облачка на небе оказались к месту.



Здесь же сыскалось небольшое озеро Кок-Холь.

нажмите для увеличения


Судя по белым камням, оно соленое.



Река Моген-Бурен на равнине.



Идеальное место для высокогорных пастбищ.



Местные жители думают об этом также. За очередной неровностью ландшафта встречаем стадо яков (или сарлыков, как называют их местные).



Довольно забавные животные, как по внешнему виду, так и по поведению.



На этом плато, разделившиеся ранее дороги через Кызыл-Хая и Мугур-Аксы, снова объединяются.



Наш путь лежит дальше. На одном из перевалов встречаем буханку с новосибирцами. Обменялись информацией о маршруте. Новосибирцы оказались единственными туристами, встреченными по пути с Тывы в Алтай. Ожидал увидеть больше. Джиперы тут не такая уж и редкость.



За очередным перевалом открылся красивый вид на озеро Ак-Холь.



Это конечно не Хиндиктиг-Холь, на который мы не попали, но тоже красиво.





Местная фауна.



Остановились на озере чтобы пообедать и отдохнуть с дороги. Озеро мелкое с песчаным дном, а вода вполне теплая для высокогорья. Кругом ни души. Пожалуй, это лучшее место, встреченное по пути из Хакасии. Если бы не холодные ночи, можно было здесь задержаться на ночевку.

нажмите для увеличения


Дальше в дорогу. Мост через реку Сарыг-Даш, вытекающую из озера.



Панорама озера с другого берега. Все же мы были на нем не одни. Видны стоянка археологов (слева) и юрты пастухов (справа).

нажмите для увеличения




На очередном перевале. С этой стороны мы приехали. Вдалеке еще видно озеро Ак-Холь, где мы останавливались на обед.



В эту сторону нам предстоит ехать.

нажмите для увеличения


Спуск с перевала. Последний отрезок довольно сносной дороги.



За этим хребтом Чихачева (Сайлюгемским) уже начинается республика Алтай. Перевал в его седловине с высотой 2608 метров называется Бугузун.

нажмите для увеличения


Местность не радует цветочным изобилием.



Речка Джеты-Тей у подножия перевала



Сам перевал Бугузун в кадр не попал. Он оказался не особо живописен, а знаменитые скульптуры сурков на вершине с ходу не заметили. В сухую погоду преодолеть его не сложно. Нужен только высокий клиренс автомобиля. В распутицу могут возникнуть проблемы с северным склоном, где присутствует заболоченная местность. С перевала дорога сначала извивается по руслу одноименной реки, а потом выходит в просторную долину.



Дальше по накатанной не сбавляя скорости.



Мимо летних стоянок пастухов.

нажмите для увеличения


Древних курганов.



Вдоль, становящейся с каждым километром все более полноводной, реки.



нажмите для увеличения


Однако переживания, что придется преодолевать глубокий брод в ее низовьях были лишние. Его глубина не добралась и до полуметра.



Еще несколько десятков километров степной дороги и под колесами после села Кокоря зашумел асфальт.



В Кош-Агач на заправке избавились еще от одного переживания - нехватки бензина. Стрелка еще в степи легла в горизонт. Но все обошлось. От Хандагайты в Республика Тыва до Каш-Агач в Республике Алтай прошли на одном баке.



Самый сложный участок нашего путешествия остался позади. Небеса в честь этого события устроили светопреставление.



На ночевку остановились на берегу реки Чуя в 30 км от Кош-Агач. После долгой дороги от Абакана нужен был продолжительный отдых.

нажмите для увеличения


Класс. А сколько км на баке вышло? Как созреем, я обращусь за консудьтацией. На джимнике же маршрут проходим?

Около 400 км. Единственный внедорожный участок - северный склон перевала Бугузун. Но в сухую погоду во второй половине лета и с ним проблем не будет. Ну и еще брод в р. Бугузун. Но во второй половине лета и в нем воды не должно быть много. Обращайся, подскажу.
У нас в планах на это лето Алтай. В следующем году Байкал хотели. Ребенку в 2018 будет 3. А потом можно и на Тыву замахнуться... Если джимник доживет. Брод меня пугает. Всегда после бродов потом вода в переднем мосту. Шноркеля нет.